Расшифровка классификации масла по JASO

JASO (Japanese Automotive Standards Organization - Японская организация по стандартизации в области автомобилестроения) – стандарт для смазочных материалов используемый в Японии. Основой для разработки данного стандарта стали растущие требования предъявляемые к моторным маслам и их влиянию на окружающую среду.  Особенно остро данный вопрос встал для японских производителей, из-за стремительного ужесточения экологами требований к продукции. Кроме того, японские инженеры отмечали и иные причины, обуславливавшие необходимость создания собственной классификации:

  • высокая степень износа деталей клапанного механизма дизельных двигателей автомобилей при применении масел с большим содержанием дисперсантов (особенно в маслах, соответствовавших требованиям американской спецификации API CG-4);
  • высокотемпературные отложения на поршнях. Как правило, верхнее кольцо в современных японских двигателях располагается ниже, чем в двигателях европейских и североамериканских, в результате чего максимальные температуры в зоне верхних поршневых колец существенно ниже;
  • распространение японских двигателей с системой EGR (Exhaust Gas Recirculation) — системой рециркуляции выхлопных газов, позволяющей дожигать остатки топлива в отработанных газах. EGR способствует росту кислотности моторного масла, что может привести к значительной коррозии поверхностей внутри двигателя. Классификация закрывает и моторные масла для двухтактных двигателей.

В стандартах JASO все моторные масла разделяются на три большие категории.

4-тактные двигатели мотоциклов и бензиновых автомобилей

  • MB – масла отличающиеся малым коэффициентом трения. Не подходят для мотоциклов с мокрым сцеплением.
  • MA-1 – среднее в данной классификации по коэффициенту трения масло. Подходит для мотоциклов с мокрым сцеплением и малой нагрузкой.
  • MA-2 – масло с самым высоким коэффициентом трения. Идеально для спортивных мотоциклов и больших нагрузок.

Для дизельных двигателей

Дизельные двигатели наиболее подвержены сажеобразованию, окислению, коррозии. Данный класс JASO направлен на стандартизации данных воздействий.

  • DH-1 наверное самый популярный стандарт благодаря своим преимуществам (предотвращение износа; предотвращение коррозии; стабильность к высокотемпературному окислению; снижение сажеобразования). Подходит для дизельных двигателей, соответствующих долгосрочным нормам по выбросам отработанных газов. Рекомендовано к применению, если доля серы в ДТ выше 0,005%.
  • DH-2 - для использования в коммерческом транспорте и спецтехники в условиях тяжелой нагрузки. Рассчитан на моторы с предварительной очисткой отработанных газов (фильтры DPF и каталитические нейтрализаторы). Для заправки автомобиля дизелем, доля серы которого менее 0,005%.
  • DL-1 - для малолитражных и остальных автомобилей, работающий в легких и умеренных условиях эксплуатации и имеющих предварительную очистку отработанных газов. Для топлива с долей серы ниже 0,005%.

Для 2-тактных двигателей мотоциклов и автомобилей

  • FD - Бездымные масла для двухтактных двигателей мотоциклов и других машин с улучшенными характеристиками по чистоте двигателя в сравнении с JASO FC, удовлетворяют наивысшим требованиям для применения в Японии.
  • - Бездымные масла для двухтактных двигателей мотоциклов и других машин, удовлетворяющие основным требованиям для применения в Японии.
  • FB - Масла для двухтактных двигателей мотоциклов и других машин, удовлетворяющие минимальным требованиям для применения в Японии.
  • FA - Масла для двухтактных двигателей мотоциклов и других машин, предназначенные для применения в развивающихся странах.