Тормозные колодки - где находятся, когда и зачем менять

Тормозные колодки - где находятся, когда и зачем менять

Тормозные колодки – ключевой элемент безопасности дорожного движения. Именно с их помощью идет превращение кинетической энергии едущего автомобиля в тепловую, что сопровождается замедлением и остановкой. В основе их принципа действия лежит высокая сила трения, которая возникает при прижатии фрикционного материала колодок к тормозному диску. Подобная технология предельно простая и одновременно позволяет эффективно замедлять автомобиль, повышает надежность всей системы и упрощает техническое обслуживание.

Как определить степень износа тормозных колодок

Со временем толщина слоя фрикционного материала уменьшается по мере естественного износа, что требует замены тормозных колодок. Выявить необходимость установки новых можно по следующим признакам:

    • Появление индикации датчика износа тормозных колодок (при его наличии);
    • Появление темных пятен на колесе или царапин на диске;
    • Падение тормозной жидкости ниже допустимой отметки;
    • Биение при резком торможении;
    • Когда вы тормозите, появляется ощущение увода в сторону передней или задней части;
    • Вибрация педали или увеличение хода;
    • Специфический скрежет или хруст при торможении.

Также определить необходимость замены тормозных колодок можно визуально. Для этого в толщине накладок имеются специальные борозды и если они стерты, то это признак необходимости установки новых.

Считается, что минимально допустимый износ тормозных колодок составляет 2-3 мм остаточного фрикционного материала.
На практике мы не рекомендуем доводить до пограничной ситуации сразу по нескольким причинам:

  • Износ колодки может быть по всей поверхности неравномерным, то есть с одной стороны толщина может быть достаточной, а с невидимой уже оставаться «голый» металл;
  • При толщине колодок менее 5 мм - при торможении из тормозного суппорта сильно выдвигается поршень, что ведет к попаданию загрязнений, а это чревато развитием коррозии с необходимостью ремонта всего узла;
  • Если вы продолжаете ездить на автомобиле со стертыми тормозными колодками, то это ведет к повышенному износу дисков, замена которых значительно дороже;
  • При сильном износе колодок и истончении диска ухудшается отвод тепла, что может привести к резкому увеличению тормозного пути, а в отдельных случаях и трещине в диске, что чревато дорожно-транспортным происшествием.

Также, необходимо контролировать состояние колодок стояночного тормоза.

Тормозные колодки - новые и со стертой фрикицонной накладкой

Нужно ли менять колодки, когда меняешь тормозной диск

Тормозной диск изготовлен из прочного сплава, поэтому он легко «переживает» несколько смен тормозных колодок. Одновременно он не вечен и их, также необходимо менять, соблюдая при этом ряд требований:

  • Замена тормозных дисков, как и колодок, сразу идет комплектом на оси автомобиля, то есть меняют и на правом, и на левом колесах;
  • Одновременно нужно менять колодки при установке новых тормозных дисков.

Установка дисков сразу на двух колесах оси даже при разной степени износа гарантирует равномерное торможение и отсутствие увода автомобиля в сторону, что особенно актуально на скользкой дороге. Наличие же неравномерного износа свидетельствует о проблемах в самой тормозной системе автомобиля и требует дополнительной диагностики.
Также важна одновременная установка нового комплекта тормозных колодок.

Когда менять и как продлить срок службы

На практике, срок службы комплекта передних колодок составляет 15-25 тысяч километров. Они быстрее изнашиваются, так как на эту ось приходится основная нагрузка из-за расположения моторного отсека. Колодки барабанные и дисковые задние следует менять каждые 50-60 тысяч километров. На практике, этот пробег может сильно колебаться.
Для продления срока службы соблюдайте следующие 3 основные рекомендации:

  • Придерживайтесь размеренного стиля езды, что приведет к уменьшению частоты торможения и предотвращению перегрева колодок;
  • Регулярно контролируйте состояние тормозных колодок и всей системы;
  • Старайтесь не тормозить резко перед лужами и заблаговременно замедлять ход, так как попадание воды на горячую поверхность может привести к деформациям.

Как выбрать

Важно при замене устанавливать качественные тормозные колодки, которые полностью совместимы с вашим автомобилем. Для этого можно обратиться за помощью на СТО или в магазин запасных частей. Сегодня имеется хороший выбор в разных ценовых категориях, начиная с оригинала и заканчивая альтернативными производителями. В общем случае, перед установкой обратите внимание на следующие моменты:

    • Фрикционный материал имеет однородный цвет и не содержит посторонних включений;
    • Поверхность ровная без брака и дефектов (допускаются небольшие сколы по краям);
    • Поверхность в месте крепления фрикционного материала к металлу не имеет трещин.

Также не рекомендуем ориентироваться при выборе только на цену, так как она может быть обусловлена некачественным фрикционным материалом, что приведет к быстрому истиранию.