Свечи зажигания - виды, устройство и как выбрать

Свечи зажигания - виды, устройство и как выбрать

Для автолюбителя подбор свечей зажигания кажется довольно простым. Достаточно прочитать рекомендации производителя и сходить в магазин за новыми. Однако промышленность не стоит на месте, производители свечей постоянно усовершенствуют технологии и модифицируют свои изделия. Чтобы разобраться в существующих свечах и узнать их применяемость, стоит разобраться в их строении и материалах изготовления.

Как устроены

Для грамотного выбора свечи, необходимо знать базовое устройство и принцип действия.

  • Электроды. Свеча состоит из основания и двух электродов. Заземляющего, находящегося сбоку, соединенного с корпусом. И центрального, выполненного в виде сердечника, изолированного керамической оболочкой. На центральный электрод подается ток высокого напряжения, а в воздушном зазоре на конце свечи возникает электрическая дуга, поджигающая топливо.
  • Искровой зазор. Искровым зазором называют расстояние между электродами. Значение этого расстояния оказывает непосредственное влияние на показатели работы двигателя. Если увеличить зазор электрода, то увеличится и длина электрической дуги. Таким образом, улучшается воспламенение топлива, и увеличивается мощность двигателя. Однако нельзя отодвигать электроды бесконечно.
  • Температура свечи. Калильное число — это обозначение теплостойкости свечи. Во время работы свечи значительно нагреваются. Связанно это с высоким током, который протекает по электродам и большой температурой в камере сгорания. По степени нагрева свечи разделяют на теплые и холодные. Производители регулируют данный показатель длиной изолятора. Разные производители применяют различную шкалу обозначения данного показателя. Простому автолюбителю остается использовать сравнительные таблицы.
  • Размеры. Длина резьбовой части определяется конструкцией двигателя. Также стоит учитывать диаметр резьбы свечи. Распространенными значениями этих параметров являются – первого 19 миллиметров, второго 14. Однако некоторые производители двигателей могут применять нетипичные размеры, стоит ознакомиться с рекомендациями.
  • Контактный вывод (втулка). Нужен для подключения к проводам системы зажигания или к катушке зажигания.
  • Ребра изолятора. Нужны для предотвращения электрического пробоя.
  • Уплотнительные кольца и изолятор. Защищают от высоких давлений, температур и напряжений.
Наглядная схема
Схема устройства свечи зажигания для двигателя

Когда менять и зачем

Замену свечей необходимо проводить своевременно. Неработающая свеча приведет к пропуску в зажигании. А это, в свою очередь, негативно отразится на нейтрализаторе выхлопных газов.
Помимо поломки, есть еще износ. При увеличении зазора между электродами значительно увеличивается режим работы катушки зажигания.

Через сколько километров менять свечи зажигания

Рекомендованный интервал для никелевых 8-12 тысяч километров, иридиевых 50-70 тысяч километров. Качественно выполнить работу по их замене могут на СТО. Учитывая сложность конструкций современных автомобилей, сделать это самостоятельно, иногда не представляет возможности.

Перед обращением в сервис, нужно определить марку и модель устанавливаемых свечей. Учитывая особенности строения и характеристики свечей, самостоятельный выбор может оказаться сложным процессом, поэтому лучше доверить подбор профессионалу.

Никелевые, иридиевые или платиновые?

Для производства свечей зажигания используют несколько металлов.

  • Никелевые свечи (Nickel). Являются самыми популярными и дешевыми. Средний срок службы таких свечей составляет 8-12 тысяч километров. Но на смену ему давно пришли драгоценные металлы, несмотря на более высокую стоимость, они имеют ряд преимуществ, среди которых износостойкость.
  • Платиновые свечи (Platinum). Первыми пришли на смену никелевым. Благодаря высокой стойкости к износу, платиновые наплавки на электроды позволили уменьшить диаметр центрального электрода до 1,1 миллиметра.
  • Иридиевые свечи (Iridium). При использовании этого редкоземельного металла удалось уменьшить толщину центрального электрода до 0,5 миллиметра. Именно изделия из иридия рекомендует большинство производителей современных машин. Срок службы 50-70 тысяч километров.

Тонкие электроды облегчают возникновение электронной дуги. Это снижает нагрузку на катушки зажигания. А высокая эксплуатационная износостойкость дают возможность производить замену свечей в пять раз реже. Их время работы находится на уровне ста тысяч километров.

Популярные производители свечей зажигания

Популярные производители свечей зажигания

Подавляющее большинство производителей современных автомобилей устанавливают на своих конвейерах свечи производства фирм NKG и Denso. Обе компании имеют японское происхождение. Также производители постоянно совершенствуют технологии производства и применяемые материалы.

В ассортименте свечей зажигания присутствуют модели для всех типов двигателя. В том числе и для моторов с обедненными смесями. Иногда могут разгореться споры по поводу выбора того или иного производителя. Однако большинство экспертов сходятся во мнении, что качество обоих производителей находятся на одинаково высоком уровне. Таким образом, можно утверждать, что при выборе, в первую очередь, необходимо учитывать физические характеристики, размеры и условия работы, а производителю отдавать предпочтения исходя только из личного мнения владельца.