Большой расход масла - норма, и что делать

Моторное масло необходимо для снижения силы трения между движущимися деталями двигателя внутреннего сгорания, частичного отвода тепла и загрязнений. При его отсутствии происходит быстрый перегрев и повреждение двигателя, что заканчивается дорогостоящим ремонтом или полной его заменой. Для предупреждения проблем во всех автомобилях контролируется давление масла. При недостаточном уровне или давлении на приборной панели появляется соответствующая индикация.

Нормы расхода масла для разных типов двигателя

В процессе эксплуатации количество масла постепенно уменьшается. Происходит это из-за попадания его в камеру сгорания топлива. Это нормальный процесс и в стандартной ситуации расход оценивается в 0,1-0,3% от общего объема потребленного топлива. В итоге получается, что при расходе топлива в 10 литров нормальным считается расход масла в пределах 3 литров на каждые 10 000 пробега. Если речь про турбированные форсированные двигатели, то здесь уже расход масла может составлять 0,8-3% от объема топлива. В общем случае, расход моторного масла повышается при эксплуатации автомобиля на повышенных оборотах двигателя.

Увеличился расход масла в двигателе. Основные причины

На практике двигатель может потреблять больший объем масла. Обычно это характерно для автомобилей с большим пробегом, когда оказывает влияние естественный износ двигателя, но бывают и исключения. На практике, существуют наружные и внутренние причины утечки масла.

Внешние причины утечки

В данном случае проблема очевидна визуально по каплям моторного масла под автомобилем, которые особенно хорошо заметны после дождя по разводам. Здесь причиной проблемы становится негерметичность системы и течь через одну из следующих прокладок:

  • прокладка клапанной крышки (самый распространенный вариант из-за высокой температуры, что ведет к износу материала, а также ее снятию при ремонте двигателя);
  • прокладка поддона (происходит из-за старения прокладки, ослабления крепежа);
  • прокладка передней крышки;
  • сальники коленчатого или распределительного валов (характерно для двигателей с пробегом более 150 000 километров;
  • уплотнение масляного фильтра (наиболее характерна для запуска мотора зимой из-за низкого качества самого изделия или выходом из строя клапана на магистрали).

Внутренние причины утечки

Самой распространенной здесь причиной расхода масла остаются утечки через сальники клапанов (маслосъемные колпачки). Со временем они теряют упругость и эластичность, трескаются, поэтому не могут надежно обеспечить герметизацию, и масло попадает в камеру сгорания. Определить эту проблему повышенного расхода масла после замены можно по сильному дыму при старте двигателя (при движении и после достижения рабочей температуры его количество уменьшается из-за естественного расширения деталей).

Если двигатель имеет большой пробег, то потенциальной причиной утечки может стать износ компрессионных и маслосъемных колец, появление задиров на стенках цилиндров, а также износ канавок поршневых колец. Об этой причине можно предполагать при появлении из выхлопной трубы сизого или синего дыма, который особенно заметен при повышении нагрузки или наоборот сбросе газа. Также у выхлопных газов появляется специфический запах, хотя современные двигатели с эффективными катализаторами могут его дожигать до выброса в атмосферу.

Как уменьшить повышенный расход

Недостаточный уровень и давление масла в системе ведут к повышенному износу двигателя, ремонт которого очень дорог, поэтому к его повышенному расходу надо относиться очень внимательно. Сегодня на рынке существуют присадки, обеспечивающие герметизацию масляной системы. Они эффективны в качестве профилактической меры при появлении первых признаков утечек (они полностью проблему не решат, но значительно сократят потенциальный ущерб и потерю моторного масла, отодвинув капитальный ремонт). Примером станет присадка Liqui Moly Oil Velust Stop. Ее использование дает следующий результат:

  • уменьшение или предотвращение течи моторного масла через прокладки и сальники;
  • нормализация эластичности уплотнительных материалов;
  • восстановление характеристик и параметров маслосъемных колпачков.

В полном объеме она начинает действовать примерно через 500-800 километров пути. Присадка полностью безопасна и подходит для любых видов двигателей.

Вторым направлением борьбы с внутренними утечками моторного масла остается применение антифрикционных присадок. Они снижают расход масла за счет продления срока эксплуатации поршневых колец.

Дополнительными способами для того, как избавиться от повышенного расхода масла, остается соблюдение правил эксплуатации автомобиля в этой части:

  • своевременная замена масла с его полным удалением из системы;
  • использование рекомендованных производителем масел и фильтров;
  • периодическая промывка двигателя.

Также важно поддерживать в исправном состоянии топливную систему, начиная с очистки бака и заканчивая регулярной заменой свечей зажигания. Большую помощь здесь окажут специальные присадки, которых сегодня достаточно много на рынке. Стоят они недорого, но обращайте внимание на надежность и репутацию бренда, так как можно приобрести присадку, которая не оказывает никакого положительного эффекта либо он минимален.

Если же присадки не помогли, то важно оперативно обратиться к квалифицированным специалистам для диагностики двигателя и консультации, что предотвратит серьезные неисправности.